СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ (от латинского sensus-чувство), целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Венгер Л.А утверждает, что «сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.».
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).
В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребёнок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна – необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение («маленькое» –это то, что можно схватить одной рукой, «большое»- двумя руками, «круглое» –то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» то, что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.).
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению свойств предметов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра, белым и чёрным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Пока же достаточно, чтобы дети запомнили названия самих свойств: «форма», «цвет», «такой же».
Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только с сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.
Детям предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к друга или приложить вплотную.
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства
отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них.
Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие задания, необходимо добиваться того, чтобы ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.
Для самых маленьких непосед традиционные пирамидки. Они бывают пластмассовыми и деревянными, с кольцами и квадратными пластинами. Зачем нужны пирамидки и что они развивают?
Во-первых, малыш учится видоизменять форму предмета.
Во-вторых, пирамидка помогает заметить разницу размеров.
В-третьих, игра с пирамидкой позволяет познакомиться с различными цветами, в которые так ярко окрашены элементы. Пусть мама или бабушка называют сначала только один цвет, прикладывают к нему игрушки такой же окраски – всё это расширяет кругозор ребёнка, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Ну и, в – четвёртых, пирамидку следует назвать первым конструктором, ведь из её колец можно возводить «сооружения» различной конфигурации, кроме того – почему бы не выложить дорожку или цветок с разноцветными лепестками?
Играя с пирамидкой, называйте всё, что видите: цвета, размеры, постройки. Всё это запомнится ребёнку, станет фундаментом его будущего словарного запаса.
Детям можно предлагать рамки-вкладыши. Игры этого типа сделаны из мягкого материала, фанеры или прессованного картона. Занятия с этими материалами развивают руку и глазомер. Играя с вкладышами, можно обратить внимание ребёнка на их цвета, посчитать изображения, предложить послушать короткий рассказ о персонажах, изображенных на вкладышах, с тем, чтобы ребёнок повторил его. Такое упражнение хорошо развивает память.
Шнуровки. Название этих игр ассоциируется с ненавистным завязыванием шнурков. А что развивает завязывание шнурков? Конечно, руку, мелкие движения пальцев, то есть моторику. А для чего её развивать? Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием мозга. Достоверно известно, что, чем более мелкие движения подвластны руке, тем лучше прогрессирует развитие умственной деятельности.
Мозаика. Игра с мозаикой развивает различные способности ребёнка.
Во-первых, это всё та же мелкая моторика.
Во-вторых, это внимательность.
В-третьих, это воображение, как же без него создать силуэт или изображение?
И, наконец, это развитие усидчивости, аккуратности, произвольности.
В этом же возрасте малышей знакомят с конструкторами. Каких их только сейчас не продаётся!
Несмотря на многообразие, занятия со всеми конструкторами имеют одни и те же развивающие функции:
· Дети имеют возможность развивать воображение и образное мышление, ведь образ того, что хочешь создать, должен быть в представлении ребёнка;
· Оттачиваются конструктивные способности – ребёнок начинает понимать, как лучше и надёжнее прикрепить детали, как сделать так, чтобы они стали опорой для последующих соединений, всё это развивает логику мышления, тренирует поисковую функцию мыслительной деятельности;
· Развивается мелкая моторика, т.е. мелкие мышцы пальцев, руки становятся «более послушными», им становятся доступны самые крошечные детали, а это значит, что всё меньше проблем возникает в будущем при овладении рисованием, письмом, лепкой.
· Ребёнок ощущает себя творцом, а что может быть отраднее этого чувства, чувства, что ты можешь всё, что захочешь!
Материал подготовила: ст. воспитатель Беседина С.Г.