Речевые игры
Консультация для родителей.
Речевые игры.
В нашем современном мире все меньше места остается для живого общения. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени развитию детей, которые нуждаются в простом общении со своими родителями. А ведь порой, чтобы позаниматься с ребенком, поиграть с ним, с пользой для его воспитания и развития, не так уж много времени и нужно.
Вот, например, по дороге в детский сад или домой можно не только расспросить ребенка о прошедшем дне, занятиях, которые ему понравились, его удачах и неудачах, обсудить то, что ребенку интересно, но и поиграть с ним. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Уважаемые родители, предлагаю варианты речевых игр, которые не требуют никаких игровых атрибутов, а развивающий эффект от них большой. Они способствуют развитию речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи, внимания, памяти, мышления.
А какое живое, эмоциональное, интересное и полезное общение может получиться!
- «Что лишнее».
Лишнее слово среди прилагательных, лишнее слово среди глаголов:
- думать, ехать , размышлять, соображать
- бросился, слушал, ринулся, помчался
- приехал, прибыл, убежал, пришел, смотрел, явился
Лишнее слово среди существительных
- Стул, стол, шапка (шапка не мебель).
- Куртка, сапоги, свитер (сапоги не одежда) и т.д.
«Отгадай слово или отгадай предмет по его признакам».
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).
Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.
«Назови одним словом».
Взрослый называет несколько слов и предлагает ребёнку назвать их одним словом.
- помидоры, тыква, кабачок (овощи).
- Банан, яблоко, груша (фрукты).
- Стол, стул, диван (мебель).
- Стакан, блюдце, тарелка (посуда).
«Предметы одной формы».
Взрослый и ребенок по очереди называют предметы круглой (квадратной, треугольной и т. п.) формы.
«Из чего какое?».
- Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?
- Дом из кирпича – какой?
- Стакан из стекла?
- Крепость из снега?
- Шапка из меха?
- Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
«Какой? Какая?».
Ребенку нужно подобрать как можно больше признаков к предмету.
- Снег (какой?) – белый, пушистый, липкий, рыхлый, мокрый, блестящий…
- Лиса (какая?)…, белка (какая?)…, заяц (какой?)….
Игра «Кто, что делает?»
Задача ребенка придумать как можно больше слов к слову.
- Кошка - мяукает, бежит, прыгает, шипит...
- Машина - едет, гудит, везет грузы... и т.д.
«Кто где живет?»
- Кто живет в дупле? (белка).
- Кто живет в будке? (собака).
- Кто живет в норе? (лиса).
- Кто живет в берлоге? (медведь).
- Кто живет в гнезде? (птицы).
«Кто у кого?»
- У лисы – лисята
- У волка, собаки
- У свиньи, овцы…
«Чей хвост (голова, ухо, глаза)?».
- Хвост медведя, чей хвост? (медвежий.)
- Ухо медведя, чье ухо? (медвежье), а у утки, у собаки, у козы, и т.д.
«Отгадай предмет по названию его частей»
- Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
- Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
- Хвост, крылья, перья, клюв (птица).
- Крылья, хвост, кабина, мотор (самолет).
Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить речь и мысли ребенка.
Подготовила
воспитатель высшей категории
Матреницкая Т. М.