Школа будущего первоклассника

21.10.22, 258 просмотров.

Школа будущего первоклассника

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, в формировании социальных связей.

 Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики. Происходит это постепенно, начиная с 1,5 – 2-х лет, когда у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

 К трем годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями как род, число, время, лицо, говорит простыми распространенными предложениями.

К четырем годам словарь ребенка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают существительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начнет употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, числительные. Важным показателем правильности речи ребенка на данном этапе является правильное использование предлогов и согласование существительных с прилагательными. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких монологов (рассказов). У детей этого возраста фраза становится длиннее, количество слов в ней доходит до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этому увеличение числа грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно произносит, не успевая следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия. Средний дошкольный возраст – 5-6 лет - период активного словотворчества. У малыша появляется интерес к слову, его звучанию.

 Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. Словарь ребенка этого возраста достигает 3-3.5 тысяч слов. Важнейшим показателем уровня речевого развития ребенка этого возраста является умение легко подобрать нужные слова, умение использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения. Хотя в речи ребенка еще могут наблюдаться ненормативные варианты словообразования и словоизменения.

  Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?

  • общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
  • трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
  • запасом знания об окружающем мире и объемом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи;
  • неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды;
  • недостаточным вниманием к детской речи.

 Управление грамматическим развитием ребенка должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной с взрослым деятельности. Основным, и конечно же, самым главным и очень эффективным видом совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на формирование грамматического строя речи, является игра. Выполняя интересные и увлекательные задания, ваш ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы – антонимы и строить с ними предложения.

 Игр на развитие грамматического строя речи у детей очень много. Вот некоторые из них

 ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

(игра с мячом)

Взрослый, бросает мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращает мяч, отвечает: «Кожаные»

 ЧЕЙ ХВОСТ?

Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке.

Например: «У зайца какой хвост? Заячий».4

 БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ.

Взрослый предлагает просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и помолчать. Затем взрослый  медленно, отчетливо произносить  сочетания слов: кошка летает, рыбка летает, воробей летает, стол прыгает, гусеница прыгает, зайчик прыгает, собачка прыгает, дом прыгает, дорога прыгает, лодка плавает, корабль плавает, топор плавает, утюг плывет, молоток плавает, стол ходит, дом ходит, лампа ходит, рыба ходит и т.д.

 ПОДБЕРИ СЛОВО.

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы).

Рыбка:

К камню (отплыла или подплыла):

От берега (переплыла или отплыла);

Всю реку (вплыла или переплыла)?

Бабочка:

К цветку (отлетела или подлетела);

С ветки на цветок (облетела или перелетела);

Вокруг капусты (влетела или облетела);

В комнату (подлетела или влетела)?

Лягушка:

К бревну (подпрыгнула или выпрыгнула);

На бревно (выпрыгнула или впрыгнула);

С бревна (отпрыгнула или спрыгнула);

От журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)?

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

 Игровое упражнение «Закончи сам»

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

 «Чего не стало?»

Предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

 «Измени предложение»

Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложении.

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,     ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп, Они едят суп

«Один и много»

Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.

Пример: стол – столы, шапка – шапки.

 «Посчитай-ка (от 1 до 5)»

Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.

Перечислительные упражнения помогут развить речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.

Речевых игр, в которые вы могли бы поиграть со своим ребенком очень много.

Играя со своими детьми, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Следите за речью  ребенка в бытовой речи, ненавязчиво

поправляя его.

  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания

взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного

развития лексической, грамматической сторон детской речи.

  Удачи!

 Рекомендации для родителей

Игры и упражнения для развития речи детей 6-7 лет

                          

Игры на развитие фонематических процессов:

«Подумай, не торопись»

- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова лук.

- Какое слово получится, если к - но- прибавить один звук.

- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы на звук М (мама моет Машу мочалкой).

- Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У.

- Подбери слова, чтобы первый звук был К, а последний Ш и т.п.

«Про двух зайчат»

Слушая сказку, ребенок помогает найти нужные слова:

«однажды утром зайчата Лута и Лута отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть нет ли поблизости речки, чтобы рыбу наловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, Лута взяла с собой то, что в названии имеет звук Р (ведро), а Лута взял с собой то, что в названии имеет звук У (удочку)…и т.д.

«Если б мы были художниками»

- Давайте представим, что мы с вами художники, будем рисовать картину, на которой изображен сельский домик. Стены уже готовы, а мы с вами будем подрисовывать детали, в названиях которых должны быть звуки Р или Рь. Можно рисовать вместе с ребенком

Игры на развитие слоговой структуры4

 «Магазин игрушек»

(игрушки: бегемот, машина, собака, кукла, ослик, мишка и т. п.)

Взрослый предлагает купить игрушку с заданным количеством слогов, например, два. Дети, покупая игрушки, должны ясно и четко произнести ее название, определить количество частей слова.

«Кто в каком домике будет жить»

Взрослый чертит на доске, листе, песке, земле квадраты:

Каждый квадрат, обозначает одну часть слова. В этих домиках-квадратиках будут жить животные.

По ходу игры задаются вопросы, которые заставляют детей размышлять над слоговым составом слова и его строением (почему название одного и того же животного можно разместить во всех трех домиках: лис, лиса, лисица? И т.п.)

 Звукопроизношение

Произнесение различных чистоговорок и скороговорок. Также как тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

Чистоговорки:

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Су-су-су – ягоды в лесу.

Скороговорки:

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

Тише, мыши, кот на крыше.

Луша под душем мыла мылом уши.

Леша и Клаша едят пшённую кашу.

В шалаше шесть шалунов.

Около кола колокола.

Не жалела мама мыла,

мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

но не ныла Мила.

Мила – молодчина.

Топоры остры до поры,

до поры остры топоры.

Трое трубачей трубят в трубы.

На травке тропка, травка на тропке.

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова –

не руби дрова на траве двора.

 Игры на развитие грамматического строя речи

«Один и много»

Игра с мячом. Взрослый называет один предмет, а ребенок много.

Пример: стол – столы, шапка – шапки.

«Посчитай-ка (от 1 до 5)»

Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.

 «Чего не стало?»

Предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)

«Измени предложение»

Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложении.

Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп,     ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп, Они едят суп

«Назови ласково»

Можно играть с мячом, как в упражнении «один-много»

Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок – носочек

 Игры на развитие связной речи.

Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...»

Игровое упражнение «Если бы...»

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

Игровое упражнение «Закончи сам»

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

 

                                         Желаем успехов!

 

 

 Подготовили воспитатели группы: Ермолаева О.В.

                                                                 Козлова Н.Г.