Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду.
Целью работы педагога по направлению художественно-эстетическое развитие дошкольника является формирование у ребенка эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
В нашей группе «Ручейки» эта работа ведется по нескольким направлениям:
Игровая деятельность — средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.
Учебные занятия — обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
Выставка детских работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.
Экскурсии — организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях, в музеях или на выставках, размещенных в холлах ДОУ.
Праздники — детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.
Художественно-эстетическое развитие детей подготовительной к школе группы мы осуществляем в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, совместной деятельности, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьёй ребенка. Это непрерывная деятельность, основа которой в первую очередь задается в семье. Именно родителями в семье поддерживается настрой ребенка к творчеству и созиданию. Необходимо понимать и руководствоваться идеей, что развитие гармоничного ребенка возможно только в объединении деятельности педагогов и родителей, в том числе и по направлению художественно- эстетическое воспитание.
Материал подготовила воспитатель группы «Ручейки» Кинзебулатова Г.Ш.
Художественно-эстетическое воспитание включает в себя следующие виды деятельности:
1.музыкальная деятельность-оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.
2.театральная деятельность- работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
3.художественно-речевая деятельность-знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.
4.изобразительная деятельность:
-рисование- является ведущим видом деятельности в ДОО. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.
В первой младшей группе одной из главных задач является формирование у детей понимания образного характера деятельности, интереса к ней. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основное средство выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы.
Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы, явления. Продолжают осваивать линию как средство выразительности. Усваивают способы рисования предметов округлой формы.
В средней группе дети учатся изображать предметы овальной и треугольной формы. Продолжают осваивать цвет как средство выразительности. Учатся обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая соотношения между ними.
В старшем дошкольном возрасте ставят задачу создания у дошкольников характерных особенностей вариативных образов с сохранением формы, строения, цвета, пропорций. Постепенно детей подводят к передаче индивидуальных особенностей предметов.
-лепка- в процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.
Первая младшая группа. На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает.
Вторая младшая группа. В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер.Внимание ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные пропорциональные соотношения.
Средняя группа. можно ограничиться лишь зрительным обследованием, обводя различные части палочкой и предлагая ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и месторасположение.
Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего размера, чем фигурки, которые будут лепить дети. В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. При изображении цыпленка, снеговика, девочки, посуды и других предметов можно предложить детям стек для нанесения мелких деталей - глаз, рта, носа.
Старшая группа. В этой группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Для демонстрируемого же предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение. Дети 5-6 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам. Дети 5-6 лет уже могут на глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс - уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых изобразительных средств.
Подготовительная группа. В этой группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Кроме того, важно, чтобы дошкольники параллельно овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.
Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т. д.
-конструирование и аппликация- способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.
Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка:
- Конструирование по образцу– наиболее элементарный вид.
Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное — принятия самой задачи «действовать по образцу».
2.Конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамвая, машин и пр.
3.Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра: здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.
В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали.
В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа.
В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.
Обучение аппликации происходит со следующим усложнением:
младший дошкольный возраст. Учитывая особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде. Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют быстро различать формы и цвета.
Когда педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями) аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры, особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.
средний дошкольный возраст. Основное внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.
Старший дошкольный возраст. На каждом занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети изображения в целом — от этого зависит качество работ. Основное содержание детских работ и в этой возрастной группе — предметное изображение. Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно решать ту или иную тему.
Таким образом, художественно-эстетической деятельность выполняет следующие функции:
1.Обучающая- удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире. 2.Воспитательная- дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
3.Коммуникативная-в процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
4.Творческая-у воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
5.Развлекательная-игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
6.Релаксационная-прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.